Местная религиозная организация
"Мусульманский центр "Рахман"
г.о. Подольск Московской области

Имам-хатыб Мусульманского центра "Рахман" Рахимов Бурхониддин принял участи в Международном конкурсе чтецов Корана, который проходил в Государстве Кувейт. Конкурс собрал лучших знатоков Корана со всего мира и прводился в двух номинациях: хифз (знание Корана наизусть) и тилява (красивое чтение с соблюдением всех правил таджвида, с книги). Бурхониддин хазрат принимал участие в номинации "Хифз". По итогам конкурса он занял 6 место среди представителей 130 стран мира. 

Но основное событие, которое состоялось во время 10 дневного посещения Кувейта, это получение Бурхониддин хазратом Иджазы, после сдачи определенных экзаменов и испытаний, на совершенное знание Священного Корана. Он получил иджазу согласно варианту чтения Асыма в риваяте Хафса и имеющего иснад (цепочку преемственности) от сподвижника посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Абдуллаха ибн Масуда, а от него восходящего к Пророку Мухаммаду. 

Словарный смысл слова "Иджаза" - разрешение, дозволение. Но в понимании людей знания - это документ, включающий в себя цепочку преемственности по одной или более наук. Того, кто получил Иджазу называют "Муджаз", а выдавшего ее "Муджиз". 

Условия, которые могут быть предъявлены к желающему получить иджазу.

  1. Твёрдое заучивание Корана полностью. Те передатчики, посредством которых до нас дошёл Коран, читали своим шейхам именно по памяти. И так читалось во всей цепочке до Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Тот же, кто в наши дни читает своему учителю с мусхафа, не заучив книгу Аллаха, и хочет получить иджазу, противоречит тому формату, в котором дошёл до нас Коран. Даже если он читает хорошо и правильно, но с мусхафа — это прерывает форму передачи, которая сохранялась более 1000 лет. Хорошо бы, чтобы эта основа не терялась и для того, чтобы такого ученика подбодрить, можно выдать ему что-то вроде свидетельства, что он «прочитал Коран полностью, глядя в мусхаф, с правильным чтением, о чём мы и свидетельствуем».
  2. Изучение правил таджвида. Это условие ставят не все шейхи, но многие, требуя от студента заучивания «Джазарии» (короткий стих по правилам таджвида) или чтобы вместе с ней был заучен ещё «Тухфату-ль-Атфаль» (ещё короче).
  3. Чтение Корана полностью, буква за буквой, с правильным произношением и соблюдением правил таджвида. Порой в наши дни происходит так, что шейх слушает от студента какую-то часть Корана и даёт ему иджазу на всю Книгу. Это в отношении Корана не правильно, если только не упоминается об этом как в самой иджазе, так и при дальнейшей передаче Корана этим учеником, что он читал «отсюда до сюда». Допустимо это тогда, когда ученик известен своим хорошим уровнем заучивания и чтения и до этого уже получал иджазу от другого шейха/шейхов, тогда очередной шейх может прослушать у него какую-то часть и дать иджазу, или проэкзаменовать его после прослушивания этой части. Во всех этих ситуациях передавая Коран дальше он обязан упомянуть, что от этого шейха передаёт именно в такой форме «читал столько-то и получил иджазу на остальное». В других случаях это проблема, ведь ученик стало быть не отточил произношение отдельных слов, которые встречаются в Коране только один раз со своими особенностями, как например: تَأمَنَّا в суре Юсуфمَجريهَا в суре Худأَعجَمِيٌ суре Фуссылят
  4. Практика обучения Корану. Может быть это и не всеми практикуется, но это необходимо. Иджаза содержит в себе разрешение на обучение Корану, а не всякий способен на это. Чтение — одно, а прослушивание и исправление — другое. Давая иджазу, учитель свидетельствует, что ученик способен на обе вещи.