Местная религиозная организация
"Мусульманский центр "Рахман"
г.о. Подольск Московской области

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! Мира вам, Милости Всевышнего и Его благословения, дорогие единоверцы!

Последние несколько месяцев по всему миру распространяется опасная вирусная инфекция, с названием коронавирус (COVID-19). Всемирная организация здравоохранения объявила распространение нового коронавируса пандемией. Пандемией называют необычайно сильную эпидемию, характеризующуюся распространением инфекционного заболевания на всей территории страны, территорию сопредельных государств и многих стран мира. Правительства государств вводят карантинные режимы и предпринимают усиленные меры по недопущению распространения этой инфекции. 

Весь исламский мир также осознавая опасность для жизни и здоровья своих граждан, ввел ограничения и профилактические мероприятия, дабы избежать массовой эпидемии.

Весь мир обошли видеокадры из священных земель Мекки, на которых показана безлюдная площадь вокруг Каабы, которую вынуждены были закрыть для паломников местные власти.

Из различных мечетей арабо-мусульманского мира доносятся призывы муадзинов душимых слезами, которые во время азана вместо слов «хаййа галя ссалях» - «спешите на молитву», читали «саллю фи буютикум» - «молитесь в своих домах».

На сегодняшний день в большинстве стран как Саудовская Аравия, Турция, Египет и др. муфтиями было принято решение о закрытии мечетей из-за угрозы распространения болезни.

С болью в сердце, руководство Духовного управления мусульман Московской области, ввиду все большего числа заразившихся новым коронавирусом, приняло решение приостановить во всех мечетях и молельных домах Московской области совершение коллективных и пятничных молитв с 18 марта по 12 апреля, с возможным продлением, в зависимости от эпидемиологической ситуации.

Уважаемые братья и сестры! Возможно ли такое, спросите вы? Ведь благодать пятничного дня и намаза, коллективные молитвы и обращения ко Всевышнему являются обязанностью перед Всевышним и духовной опорой для верующих? Неужели из-за страха перед болезнью мы можем оставить то, что вменил в обязанность Аллах?!

Необходимо рассмотреть эти вопросы с точки зрения шариатских наук, оставив эмоции в стороне.

Можно привести многочисленные аяты священного Корана и доводы из Сунны Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) и деяний его благородных сподвижников, но дабы не удлинять проповедь, ограничимся несколькими доводами. А затем приведём логические доводы разума.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَلا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ

  “... и не обрекайте себя на гибель. сура “Бакара” аят 195.

А в другом аяте Аллах говорит:

وَلَا تَقْتُلُوا أَنْفُسَكُمْ  إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُمْ رَحِيمًا 

«И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам Милосерден!» (смысл 29 аята суры «Женщины»).

Дело здесь не в страхе перед болезнью и смертью. Поистине, срок каждого предопределен Всевышним. Что же касается предопределения и упования на Аллаха, то его нужно понимать так, как понимали Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники.  Например, известный эпизод из истории, когда Умар ибн аль-Хаттаб, будучи халифом отправился в Шам. Однако по пути дошла весть, что на этих землях распространяется чума. Он решил посоветоваться со своими спутниками. Мнения разделились. Одна часть сказала, что необходимо вернуться в Медину, другая – что нужно продолжить путь, так как все предопределено Аллахом. После чего Умар принял решение вернуться в Медину. Некоторые спросили его: «О повелитель верующих, ты убегаешь от предопределения Аллаха?», на что Умар сказал: «Да, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха!»  Здесь мы видим, что Умар ибн Аль-Хаттаб стал избегать местности, где была распространена чума, а на возражения, что он бежит от предопределения ответил, что от предопределения невозможно уйти, чтобы ты не делал. Именно такое понимание предопределения и упования на Аллаха и является верным.

Возвращаясь к нашим вопросам, во-первых, отметим, что понятие карантина было узаконено самим Посланником Аллаха. В согласованном хадисе (Бухари,Муслим), посланник Всевышнего сказал:

إذا سمعتم به بأرض فلا تدخلوا عليه وإذا وقع بأرض وأنتم بها فلا تخرجوا منها فرارًا منه.” (متفق عليه)

«Если вы услышите о том, что на какой-то земле разразилась чума, то не отправляйтесь в эту землю, а если чума дойдет до тех земель, где вы находитесь, то не уходите оттуда, убегая от нее».

Во-вторых, дело в том, что, прибывая в места массового скопления людей, человек рискует заболеть сам и заразить других людей, в том числе свою семью, детей, родителей и др. смертельной болезнью!

Посланник Всевышнего сказал:

لا ضرر ولا ضرار

«Нельзя наносить вред ни себе, ни другим» (Ибн Маджа, Даракутни, достоверный хадис)

На вопрос, дозволяется ли оставлять пятничный намаз по причине эпидемии, мы ответим следующим образом.

Имам аль-Бухари и имам Муслим передают хадис:

عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ عَبَّاسٍ ، أَنَّهُ قَالَ لِمُؤَذِّنِهِ فِي يَوْمٍ مَطِيرٍ : " إِذَا قُلْتَ : أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ ، أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ ، فَلَا تَقُلْ : حَيَّ عَلَى الصَّلَاةِ ، قُلْ : صَلُّوا فِي بُيُوتِكُمْ " ، قَالَ : فَكَأَنَّ النَّاسَ اسْتَنْكَرُوا ذَاكَ ، فَقَالَ: " أَتَعْجَبُونَ مِنْ ذَا ؟! ، قَدْ فَعَلَ ذَا مَنْ هُوَ خَيْرٌ مِنِّي ، إِنَّ الْجُمُعَةَ عَزْمَةٌ ، وَإِنِّي كَرِهْتُ أَنْ أُحْرِجَكُمْ ، فَتَمْشُوا فِي الطِّينِ وَالدَّحْضِ

Передаётся, что Абдуллах ибн Аббас сказал муаззину, когда был сильный ливень:

Когда произнесёшь слова: Ашхаду ан ла илаха иллаллах, Ашхаду анна Мухаммадан Расулуллах, не говори: Хайя алас-салах (т.е. спешите к намазу в мечеть), а вместо этого скажи: «Саллу фи буютикум», то есть, совершайте намаз в своих домах! И как будто людей это смутило. Тогда Абдуллах ибн Аббас сказал: Вы удивляйтесь этому?! Воистину это делал тот который лучше меня (имеется ввиду Пророк Мухаммад мир ему).  Пятничная молитва требует решительности, и я не хотел создавать вам проблем, когда вы бы шли на намаз в грязи.

Это было к вопросу о возможности оставить пятничную молитву при особых обстоятельствах. Что же касается коллективных намазов, Бухари и Муслим приводят хадис от Абдуллаха ибн Умара:

أذَّن ابنُ عمرَ في ليلةٍ باردةٍ بضجنانَ، ثم قال: صلُّوا في رحالِكم، فأخبَرَنا: أنَّ رسولَ اللهِ صلَّى اللهُ عليه وسلَّم كان يأمُرُ مؤذِّنًا يؤذِّن، ثم يقول على إثرِه: ألَا صلُّوا في الرِّحالِ. في الليلةِ الباردةِ، أو المطيرةِ في السَّفرِ  

Абдуллах ибн Умар прочитал азан в холодную ночь в Даджнане (местность), а потом сказал: «Совершайте намаз в своих домах».  И потом сообщил нам: «Посланник Аллах (мир ему) приказывал муадззину давать азан и вслед за азаном говорить: «Совершайте намаз в своих домах». (Так бывало) в (очень) холодную ночь или во время ливня в пути.

Уважаемые братья и сестры! Из этих достоверных хадисов мы видим, что Посланник Всевышнего призывал совершать пятничную и коллективную молитвы в своих домах, по причине сильного ливня, либо холода, чтобы уберечь таким образом мусульман от определенных трудностей и неприятностей.

Отсюда, любому обладающему разумом становится понятно, что приостановка пятничных и коллективных молитв по причине угрозы заразиться смертельной болезнью и передать эту заразу своей семье и другим людям является еще более целесообразным.

Некоторые братья в интернете и соц.сетях, не обладая соответствующими знаниями, пишут что непременно все равно будут приходить на джума, обосновывая это предопределением, что они такие герои, не бояться заболеть, бояться только одного Аллаха, да еще и призывают к этому (посещению джума во время карантина) других.

Если среди вас есть думающие подобным образом или сомневающиеся, и вам не хватило доводов, приведенных выше, давайте рассмотрим такую ситуацию.

Допустим, в период эпидемии люди будут посещать пятничные молитвы. В нашем Московском регионе, это как правило будут забитые до отказа помещения. В таких условиях между людьми происходит тесный непосредственный контакт, что является благоприятным условием для распространения вируса. Даже если заболеют несколько человек, эти люди вернуться к своим семьям, болезнь перейдет к их детям, женам, родителям. Это приведет к печали и скорби всей семьи и не дай Аллах, у кого-то будет летальный исход.

Кому от этого будет легче? Какая в этом будет польза для Ислама и благо для уммы?! Разве к этому призывает нас Всемогущий Творец и Его благородный Посланник?

اللَّهُمَّ إِنِّا نعُوذُ بِكَ مِنَ الْبَرَصِ، وَالْجُنُونِ، وَالْجُذَامِ، وَمِنْ سَيِّئِ الأَسْقَامِ

О Аллах! Просим у тебя защиты от ужасных болезней и тяжелых недугов!

О Всемогущий Создатель, прости нам наши грехи, избавь от печалей обоих миров, даруй исцеление больным и даруй нам возможность в добром здравии собираться в твоих домах, поминать тебя, восхвалять и поклоняться!

 

Председатель Духовного управления мусульман

Московской области

Муфтий Рушан Аббясов