Местная религиозная организация
"Мусульманский центр "Рахман"
г.о. Подольск Московской области

Ислам, вера и чистосердечие.


Со слов 'Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, передано:

 

h2"Однажды, когда мы сидели с Посланником Аллаха, перед нами появился человек в белоснежной одежде, с ярко-черными волосами, на нем не было примет странствия, и никто из нас не знал его. Он сел перед Пророком, прислонился своими коленями к его коленям, положил руки себе на бедра и сказал:

«О Мухаммад, расскажи мне о покорности Богу (Исламе)». Посланник Аллаха сказал: «Покорность Богу (Ислам) – это когда ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, совершаешь молитву (салят), и даешь очистительную подать (закят), и держишь пост в месяц Рамадан (саум), и совершаешь паломничество к Дому (хадж), коль имеешь на то возможность». Тот человек сказал: «Твоя правда». Мы удивились: ведь он и спрашивает Посланника Аллаха, и подтверждает его правоту. Он сказал: «Расскажи мне о вере (иман)». Пророк сказал: «Это когда ты веруешь в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Последний День, и веруешь в предопределенность и добра, и зла». Он сказал: «Твоя правда», и сказал: «Расскажи мне о совершенстве (в поклонении Аллаху – ихсан)». Пророк сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, как будто ты Его видишь. Ежели ты и не видишь Его, то, воистину, Он видит тебя». Тот человек сказал: «Расскажи мне о Часе». Пророк сказал: «Вопрошаемый знает о нем не более, нежели вопрошающий». Он сказал: «Расскажи мне о его знамениях». Пророк сказал: «Когда рабыня породит свою госпожу, и когда ты увидишь босых, раздетых, нуждающихся пастухов состязающимися в строительстве высоких домов». Тот человек ушел, а я еще остался на время. Тогда Пророк сказал: «'Умар, знаешь ли, кто это спрашивал?» Я сказал: «Аллах и Его Посланник более осведомлены». (Тогда) он сказал: «Воистину, это к вам приходил Джибрииль, дабы научить вас вашей религии!»".

 

(Муслим)

 

Комментарий

 

Сподвижники Пророка поначалу были возмущены тем, что человек, задававший вопросы, одобрял ответы Пророка, как правильные. Спрашивающим же был архангел Джибрииль. Он поступил так для того, чтобы показать сподвижникам Пророка важность ответов. Эти ответы касаются пяти столпов Ислама и веры в Аллаха, веры в существование ангелов, веры в Божественные писания и т.д. Все это является основой Ислама.

Из этого хадиса мы узнаем, что Ислам основан на трех основных положениях: Ислам, иман и ихсан.

1. Столпы Ислама

Когда архангел Джибрииль сказал Пророку: «О Мухаммад, расскажи мне о покорности Богу (Исламе)», ответ Пророка заключался в том, что Ислам опирается на пять столпов: шахада – провозглашение своей веры в Аллаха: «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха»; салят – предписанные молитвы; саум – пост во время месяца Рамадана; закят – обязательное пожертвование нуждающимся; хадж – паломничество в Мекку.

2. Столпы Имана.

Когда архангел Джибрииль сказал: «Расскажи мне о вере (иман)», ответ Пророка состоял в следующем: иман – это вера:

  • в Аллаха;
  • в Писания, ниспосланные Аллахом как наставление людям через Его пророков;
  • в Божьих посланников – пророков;
  • в ангелов – Его вестников;
  • в грядущее – в Судный День, Воскресение, Ад и Рай;
  • во всемудрое, всемогущее Божественное предопределение.

3. Ихсан

Это поклонение Аллаху с полной покорностью Ему и с чувством, что мы как будто бы видим Его. Но даже если мы Его не видим, мы должны всегда помнить, что Он видит нас.

В этих трех положениях заключены гарантии успеха мусульман в нынешней жизни и в жизни Грядущей.

Примечание

Необходимо отметить, что когда человек свидетельствует о том, что нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – Его посланник, произнося это не только устами, но и сердцем, он становится мусульманином и попадает в лоно Ислама.

Когда человек начинает соблюдать основные положения Ислама и выполнять другие обязанности, возложенные на мусульманина, не нарушая при этом основных предписаний Ислама, то его вера (иман) начинает укрепляться и возрастать. Продолжая стараться угодить Аллаху, человек обретает состояние ихсан, т.е. такое состояние, когда мусульманин обладает непоколебимой верой и все свои поступки совершает только ради Аллаха. Такой человек приложит все силы, чтобы не совершить ничего недозволенного. Для такого мусульманина главное – совершение таких поступков, которые все больше и больше будут приближать его к Аллаху. А если он совершит ошибку – он немедленно осознает свою вину, покается перед Богом и взовет к Нему о прощении. К такому состоянию – ихсан – должен стремиться каждый мусульманин.

Что касается признаков конца света (Часа), то в этом хадисе указываются только два из них. В других хадисах Пророка приводятся и иные. Но относительно первого из упомянутых здесь признаков надо отметить следующее.

Сегодня в мире, особенно в нашей стране, отношение детей к своим матерям не очень сильно отличается от того, что говорится в данном хадисе. Случаи, когда дети ругают своих родителей, кричат на них, не оказывают родителям никакой помощи, а родители тратят на них много своих сил и средств, но все это оказывается напрасным, – весьма распространенное явление в наши дни. Поэтому, как дети своих родителей, мы должны стремиться не попасть в категорию тех, чье существование в этом мире является одним из признаков приближения Часа. А как родители своих детей, мы не должны позволять нашим детям подобным образом относиться к нам, поскольку попустительство там, где возникают подобные отношения между родителями и детьми, не есть проявление истинной любви к детям. Более того, это поощрение их безнравственности. Поэтому нам не следует ориентироваться на общественные тенденции, преобладающие в современном мире.

Таким образом, из разговора между архангелом Джибриилем и пророком Мухаммадом мы можем извлечь следующие уроки.

1. Данный хадис подтверждает то, что пророк Мухаммад говорил только правду. Поэтому архангел Джибрииль подтвердил правильность ответов Пророка. Так была подтверждена истинность всего, сказанного Пророком ранее.

2. Пророк не говорит того, чего он не знает. И это также должно стать для нас уроком. В случае, если нас спрашивают о том, что нам неизвестно, мы должны не стесняясь сказать, что мы этого не знаем.

3. Облик, в котором архангел явился перед Пророком, является для нас примером соблюдения чистоты, в том числе тщательного ухода за своей внешностью.

4. Мы должны узнавать об Исламе непосредственно от тех, кто имеет глубокие знания о нем. Независимо от объема наших знаний об Исламе всегда найдется кто-то, кто знает больше, чем мы.

5. Отсюда мы также можем узнать, какой именно должна быть атмосфера в процессе передачи знаний. Архангел Джибрииль и Пророк дали образец того, как должно происходить обучение.

 

Выводы

  1. Этот хадис разъясняет различия между понятиями Ислам, иман и ихсан.
  2. Ангелы способны принимать различный внешний облик. В данном случае Джибрииль принял облик человека.
  3. Когда наступит конец света, не ведомо никому, кроме Аллаха.