Фетва Совета улемов ДУМ РФ в связи с постом в месяц Рамадан в 2016 году
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации при рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением поста в месяц Рамадан, постановил следующее:
Фетва Совета улемов ДУМ РФ в связи с постом в месяц Рамадан в 2016 году
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации при рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением поста в месяц Рамадан, постановил следующее:
НАЧАЛО МЕСЯЦА РАМАДАН В 2016 ГОДУ
Известно, что в нашей религии лунный календарь служит основой для определения времени важнейших религиозных обрядов, таких как пост, паломничество, садака аль-фитр, Ураза-байрам, Курбан-байрам и др. Согласно установлениям религии, лунный месяц начинается после полного убывания последней лунной фазы, когда на небосклоне появляется новая луна (новолуние) или с наблюдением новой луны над горизонтом после захода солнца. Завершается лунный месяц также с появлением луны. Основой для этого является хадис Посланника Аллаха: “Поистине, Всевышний сотворил луну для людей, чтобы они определяли время. Так поститесь же, когда увидите новую луну (новолуние Рамадана), и празднуйте (Уразу- байрам), когда снова увидите луну (новолуние Шавваля)”.
В определении лунных месяцев согласно требованиям нашей религии, Совет улемов ДУМ РФ опирается на итоги международной конференции “Руятуль хиляль” (Наблюдение Новолуния), прошедшей с 27 по 30 ноября 1978 года в Стамбуле, беря за основу критерии, выведенные в соответствии с научными и религиозными фактами. Множество мусульманских стран также следуют этим критериям.
За основу взят лунный календарь на нынешний, 1436-й год по хиджре, выведенный в соответствии с научными и религиозными фактами, с применением современных технологий, который опубликован на официальном сайте Управления по делам религии Республики Турция.
Согласно этому календарю месяц Рамадан наступит с заходом солнца 05 июня, то есть первым днем Рамадана можно считать 06 июня, последним же днем – 4 июля. Первый день месяца Шавваль – 05 июля.
ЗАКЯТУЛЬ-ФИТР И САДАКАТУЛЬ-ФИТР
Словосочетания “закятуль-фитр” и “садакатуль-фитр” – это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.
“Закятуль-фитр” – налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам)[34], а точнее – до праздничной молитвы[35]. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности.
Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.
Ибн ‘Умар передал: “Посланник Всевышнего сделал обязательным “закятуль-фитр”. Данный налог-милостыня равен 1 са‘ фиников или 1 са‘ ячменя. Это обязательно абсолютно для всех. Как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. [От имени детей выплачивается их родителями[36].] Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы”[37].
“Са‘”, упоминаемый в хадисе, – это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и – 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых[38]. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему посудины, посредством которых происходила продажа сыпучих масс[39].
Суть и смысл “закятуль-фитр” изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом: “Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату “закятуль-фитр” для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это – принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им], если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это – милостыня из числа милостыней”[40]
Денежный эквивалент одного са‘ “закятуль-фитр”
Здесь полезно будет процитировать слова современного богослова Юсуфа аль-Кардави: “Данная форма закята (закятуль-фитр) имеет определенный размер, установленный Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) – один са‘. И мне кажется, что мудрость этого состоит в следующем.
(1) В те времена деньги были редкостью [присутствовало в основном товарное обращение]. Особенно у тех, кто жил в пустыне, вдали от городов. И наиболее распространенной формой оплаты было то, что они выращивали: финики, ячмень и т.д.
(2) Стоимость и ценность определенных денежных единиц, валют часто меняется, а порой они вообще выходят из обихода. Поэтому, когда в месяц Рамадан объявляют о том, каков размер “закятуль-фитр” в этом году в денежных единицах того или иного арабского государства, нет ничего удивительного в том, что эта цифра может отличаться от прошлогодней.
Как раз через меру сыпучих тел “са‘ ” (переводя ее в известные единицы веса) можно получить то количество продуктов или денежных средств, которых будет вполне достаточно для того, чтобы накормить одну семью.
Исламские ученые говорили, что форма выплаты “закятуль-фитр” не ограничивается продуктами, упомянутыми в хадисах (финики, ячмень, пшеница или изюм), а определяется теми продуктами, что наиболее распространены в данной местности. Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты “закятуль-фитр” в денежном эквиваленте.
Если человек, выплачивающий такую форму обязательной милостыни, является достаточно имущим, то лучше дать больше, чем один “са‘ ”[45].
Во многих странах, в том числе и арабских, где в религиозной практике преобладает мазхаб имама аш-Шафи‘и, на государственном или местном уровне определяется размер “закятуль-фитр” в денежных единицах, об эквиваленте которого заблаговременно объявляется людям через мечети и СМИ. Верующие в последующем относят “закятуль-фитр” в мечети или самостоятельно доводят до нуждающихся. Также существует практика, когда денежный эквивалент передается в специальные министерства и ведомства, реализующие эти средства на нужды и чаяния бедных и сирот в той форме, которая для них наиболее полезна и необходима.
Духовным управлением мусульман Российской Федерации установлен размер “фитр-садака”:
100 руб. для малоимущих;
300 руб. для людей со средним достатком;
от 500 руб. для состоятельных.
ВОСПОЛНЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННО НЕ СОБЛЮДЕННОГО ПОСТА.
ФИДЬЯ-САДАКА
Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнять несовершенный по той или иной причине пост только постом. Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки. Говорят, что “зима – это весна верующего. В короткие зимние дни он совершает дополнительный пост, а в длинные зимние ночи – молится”[46]. Кстати, нет обязательности восполнять пропущенные дни поста подряд, вполне допустимо восстанавливать, исходя из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т.д.
А вот выплата “фидья-садака” актуальна для тех, кто по наибольшей вероятности больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста. “Фидья-садака” – это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше – среднесуточные затраты на питание). Минимальный размер фидья-садака на 2016 год составляет 300 рублей.
Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить “фидья” за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить “фидья” и из своих личных сбережений от его имени[47].
“Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него эти дни не восполняемы постом, выплачивается “фидья”[48]. Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается “фидья”[49].
В своде хадисов ат-Тирмизи приводятся слова Ибн ‘Умара: “Если кто-либо умер и на нем остался долг поста, то пусть за него накормят по одному нищему за каждый день пропущенного поста”[50]. В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима передается от ‘Аиши: “Если кто-то умер, а на нем остался долг поста, то пусть за него постится родственник”[51].