Местная религиозная организация
"Мусульманский центр "Рахман"
г.о. Подольск Московской области

Рассчитать закят, закят в России, формула расчета закята, закят-калькулятор, онлайн расчет закята


Цель и значение закята

 

Ислам объявил закят одним из своих столпов и видов поклонения Аллаху. Мусульманин выплачивает закят, считая это священной религиозной обязанностью, выполняя веление Аллаха, стремясь снискать Его благоволение, делая это от чистого сердца и придерживаясь искренних намерений, чтобы это было принято Аллахом Всевышним. Прежде всего, мусульманин выплачивает закят, рассматривая его как часть обязанностей, возложенных Аллахом на человека, которого Он сделал своим наместником на земле, чтобы человек поклонялся Аллаху Всевышнему и обустраивал землю должным образом и по справедливости, а потом пожинал плоды этого в мире ином.

Таким образом, ясно, что закят является одним из видов поклонения, но наряду с этим он преследует и важные гуманные цели, служит хорошим нравственным, примером как и для выплачивающего закят, так и для получающего средства из собранного закята, и является воплощением одной из высоких духовных ценностей. Ислам, одним из столпов которого является закят, всегда стремился к осуществлению этих целей и утверждению вышеупомянутых ценностей, на, что указывают многочисленные аяты Корана и хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

 

ЗАКЯТ является средством выражения благодарности за благодеяния Аллаха

 

Признательность и благодарность за оказанное благодеяние является делом необходимым: это хорошо известно и к этому всегда побуждал разум, сама человеческая природа, нравственная этика, а также все религии и религиозные законы.

Закят пробуждает в душе выплачивающего его человека чувство благодарности по отношению к Аллаху Всевышнему, а также свидетельствует о признании Его милостей и благодеяний, ведь, как сказал имам аль – Газали: «Аллах Всевышний оказывает своему рабу благодеяния, которые касаются как самого раба, так и его имущества. Те виды поклонения, которые осуществляются посредством тела, являются выражением благодарности за милости, оказанные телу, а поклонение, имеющее отношения к имуществу, является выражением благодарности за дарованное имущество. Сколь же низок человек, который видит бедняка, испытывающего недостаток в средствах и нуждающегося в них, но душа его не позволяет ему расстаться с одной сороковой или одной десятой частью его достояния и тем самым выразить благодарность Аллаху Всевышнему за то, что Он избавил его от необходимости обращаться с просьбами и сделал так, что в нём нуждаются другие».

 

Лечение сердца от любви к миру этому

 

С другой стороны, закят указывает сердцу на его обязанности по отношению к его Господу и к миру вечному и является средством лечения сердца от чрезмерной любви к миру этому и богатству, поскольку, по словам ар-Рази: «чрезмерная любовь к этому заставляет душу забывать о любви к Аллаху и необходимости готовиться к встрече с миром вечным. Ввиду этого, шариат по мудрости своей обязывает владельца имущества отдавать часть того, что ему принадлежит, чтобы удержать его от излишней тяги к богатству, помешать душе полностью отдаться ему и указать ей на то, что человека делают счастливым не поиски богатства, а расходование богатства в стремлении снискать благоволение Аллаха Всевышнего. Таким образом, вменение в обязанность закята является подходящим средством лечения, предназначенным для удаления из сердца любви к миру этому».

Аллах позволил мусульманину накапливать богатства, как позволил ему и пользоваться благами этого мира, однако это не значит, что Ему угодно было сделать это основной задачей и целью его жизни, поскольку человек был создан для высшей цели и для вечной обители.

Если человек обладает богатством, это ещё не может служить указанием на его достоинство и благо, поскольку достоинство и благо состоят лишь в том, чтобы щедро расходовать средства ради Аллаха, на пути Аллаха.

С точки зрения Ислам, богатство есть благо и благодеяние, однако это благо является для человека таким же средством испытания как и зло, ведь Аллаха Всевышний сказал: «и Мы подвергнем вас искушению злом и благом для испытания…» (Пророки, 35).

 

Закят вызывает любовь

 

Выплата закята вызывает любовь к богатому человеку и связывает его с обществом прочными узами, в основе которых лежат братство и взаимопомощь. Вполне естественно, что когда люди узнают о том, что человек желает принести им пользу старается привести их к благу и отвести от них вред. Они начинают, любит его, а их души неизбежно склоняются к нему, поскольку сердца людей устроены так, что они любят тех, кто делает им добро, и ненавидят делающих им зло. И когда бедные знают о том, что богатый человек расходует на них часть своего богатства и что расходует он тем больше, чем больше достаётся ему самому, они поддерживают его, обращаясь к Аллаху с горячими мольбами за такого человека, и эти мольбы становятся причиной того, что этот человек продолжает жить в благоденствии и сохраняет своё богатство, о чём говорит ар-Рази.

-И на это указывают слова Всевышнего:

«…что же касается того, что приносит людям пользу, то оно останется на земле» (Гром, 17).

 

Закят очищает богатство

 

Закят способствует не только очищению души, но и также очищению и увеличению достояния богатого человека. Закят является средством очищения достояния, но если на него имеет право и кто-то другой, это богатство становится нечистым, очистит его можно только с помощью уплаты с него обязательного закята. Один из наших предшественников сказал об этом так: «Один присвоенный камень в стене дома является залогом того, что он будет разрушен». То же самое касается даже одного дирхема, на который имеет право бедняк, этот дирхем является причиной того, что всё богатство становится нечистым, и поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Если ты выплатил закят со своего имущества, это значит, что ты удалил от себя его зло» (ал-Хаким).

 

Закят не очищает запретное богатство

 

Когда мы говорим, что закят очищает богатство и является причиной его увеличения и того, что оно становится благословенным, мы имеем виду только дозволенное богатство, которое попадает в руки его владельца законным путём. Если же говорит о запретном богатстве, которое приобретается с помощью грабежа, похищение чужого имущества, получения взятки, воровства, эксплуатации людей, ростовщичества, азартных игр или любых иных видов незаконного присвоения имущества людей, то на такое богатство закят не оказывает никакого воздействия, не очищает его и не делает его благословенным. Если же кто-нибудь подумает, что закят очищает запретное богатство, то это будет ложным представлением, которое решительно отвергается исламом, о чём Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит так:

«Поистине Аллах благой, и Он не принимает ничего, кроме благого» (Муслим).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) так же сказал:

«(Человек), накопивший запретное богатство, и раздавший его в качестве подаяния, не получит за это (никакой) награды и (понесёт) на себе бремя (этого богатства)» (аль-Байхаки).

Ибн Абидин пишет: «Некоторые улемы из числа ханафитов считают, что если человек подаст бедному, что-нибудь из запретных денег в надежде получить за это награду, с его стороны это будет проявлением неверия, и если бедный, зная об этом, обратится к Аллаху с мольбой за него, это и, зная обо всём, скажет после мольбы бедного «Амин», это тоже будет с его стороны проявлением неверия. И то же самое будет, если кто-нибудь построит мечеть на запретные деньги в надежде приблизится к Аллаху благодаря этому, поскольку такой человек стремится к получению награды, за то, что влечёт за собой наказание».

 

Закят способствует увеличению богатства

 

Помимо этого закят способствует увеличению богатства и тому, что оно становится благословенным. Некоторым людям это может показаться странным, поскольку внешне выплата закята, представляющая собой выделения части имущества, выглядит как его уменьшение, так как же закят может способствовать его росту и увеличению?

Однако знающим людям известно, что эта убыль является только внешней, а на самом деле она приводит к увеличению собранных средств и увеличению богатства богатого человека ввиду того, что та малая часть, которую он отдаёт, возвращается к нему многократно возросшей за счёт известных и неизвестных ему источников.

Если дать этому психологическую оценку, то мы увидим, что динар уплатившего закят человека, которого любят сердца других людей, за которого выносятся мольбы и которого оберегают другие люди, обладают большой силой и эффективностью, чем несколько динаров, принадлежащих кому-нибудь другому. Возможно, что экономическое объяснение причин увеличения богатства благодаря выплате закята является частью того, на что указывают аяты Корана. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

«… а что бы вы ни потратили, Он возместит вам, ведь он лучшей из дарующих пропитание» (Саба, 39).