Дела (оцениваются) только по намерениям
Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».
Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардиз-бах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих "Сахихах", являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам. Речь идёт о переселении (хиджра) из Мекки в Медину тех, кто надеялся снискать благоволение Аллаха. Имеется в виду, что переселение его будет принято и за это он получит награду.
ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА
Поистине, этот хадис является одним из тех важных хадисов, каждый из которых называют стержнем ислама. Он представляет собой одну из основ религии и с ним связано большинство её установлений, что ясно видно из соответствующих высказываний улемов. Так, Абу Дауд сказал:
"Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это - дело, либо скрытой, и это - намерение ".
Имамам Ахмаду и аш-Шафи'и принадлежат такие слова:
"Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания, объясняется же это тем, что раб может приобрести для себя что-либо посредством своего сердца, своего языка и различных частей своего тела. Таким образом, намерение, возникающее в сердце, является одной из трёх вышеупомянутых частей ".
Вот почему улемы любили приводить этот хадис в начале своих книг и прочих трудов. Так, аль-Бухари начинает им свой "Сахих", а ан-Навави - целых три своих труда: "Сады праведных" (Рийаду-с-салихин}, "Поминания" (Аль-азкяр) и "Сорок хадисов ан-Навави"(Аль-арба 'уна хадисан ан-нававийа}. Смысл же этого состоит в том, чтобы обратить внимание стремящегося к знанию человека на необходимость такой корректировки его намерений, чтобы он стремился к приобретению знания и совершению благих дел только ради Аллаха Всевышнего. О важности этого свидетельствует тот факт, что, как следует из той версии данного хадиса, которую приводит аль-Бухари, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), произносил эти слова во время обращения к людям с проповедями (хутба). Так же поступал Умар, да будет доволен им Аллах.
Абу 'Убайд сказал:
"Нет среди хадисов другого, который заключал бы в себе столько же пользы и смысла, сколько заключает в себе он ".
Ислам, вера и чистосердечие.
Со слов 'Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, передано:
"Однажды, когда мы сидели с Посланником Аллаха, перед нами появился человек в белоснежной одежде, с ярко-черными волосами, на нем не было примет странствия, и никто из нас не знал его. Он сел перед Пророком, прислонился своими коленями к его коленям, положил руки себе на бедра и сказал:
«О Мухаммад, расскажи мне о покорности Богу (Исламе)». Посланник Аллаха сказал: «Покорность Богу (Ислам) – это когда ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, совершаешь молитву (салят), и даешь очистительную подать (закят), и держишь пост в месяц Рамадан (саум), и совершаешь паломничество к Дому (хадж), коль имеешь на то возможность». Тот человек сказал: «Твоя правда». Мы удивились: ведь он и спрашивает Посланника Аллаха, и подтверждает его правоту. Он сказал: «Расскажи мне о вере (иман)». Пророк сказал: «Это когда ты веруешь в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Последний День, и веруешь в предопределенность и добра, и зла». Он сказал: «Твоя правда», и сказал: «Расскажи мне о совершенстве (в поклонении Аллаху – ихсан)». Пророк сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, как будто ты Его видишь. Ежели ты и не видишь Его, то, воистину, Он видит тебя». Тот человек сказал: «Расскажи мне о Часе». Пророк сказал: «Вопрошаемый знает о нем не более, нежели вопрошающий». Он сказал: «Расскажи мне о его знамениях». Пророк сказал: «Когда рабыня породит свою госпожу, и когда ты увидишь босых, раздетых, нуждающихся пастухов состязающимися в строительстве высоких домов». Тот человек ушел, а я еще остался на время. Тогда Пророк сказал: «'Умар, знаешь ли, кто это спрашивал?» Я сказал: «Аллах и Его Посланник более осведомлены». (Тогда) он сказал: «Воистину, это к вам приходил Джибрииль, дабы научить вас вашей религии!»".
(Муслим)
Комментарий
Сподвижники Пророка поначалу были возмущены тем, что человек, задававший вопросы, одобрял ответы Пророка, как правильные. Спрашивающим же был архангел Джибрииль. Он поступил так для того, чтобы показать сподвижникам Пророка важность ответов. Эти ответы касаются пяти столпов Ислама и веры в Аллаха, веры в существование ангелов, веры в Божественные писания и т.д. Все это является основой Ислама.
Из этого хадиса мы узнаем, что Ислам основан на трех основных положениях: Ислам, иман и ихсан.
1. Столпы Ислама
Когда архангел Джибрииль сказал Пророку: «О Мухаммад, расскажи мне о покорности Богу (Исламе)», ответ Пророка заключался в том, что Ислам опирается на пять столпов: шахада – провозглашение своей веры в Аллаха: «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха»; салят – предписанные молитвы; саум – пост во время месяца Рамадана; закят – обязательное пожертвование нуждающимся; хадж – паломничество в Мекку.
2. Столпы Имана.
Когда архангел Джибрииль сказал: «Расскажи мне о вере (иман)», ответ Пророка состоял в следующем: иман – это вера:
- в Аллаха;
- в Писания, ниспосланные Аллахом как наставление людям через Его пророков;
- в Божьих посланников – пророков;
- в ангелов – Его вестников;
- в грядущее – в Судный День, Воскресение, Ад и Рай;
- во всемудрое, всемогущее Божественное предопределение.
3. Ихсан
Это поклонение Аллаху с полной покорностью Ему и с чувством, что мы как будто бы видим Его. Но даже если мы Его не видим, мы должны всегда помнить, что Он видит нас.
В этих трех положениях заключены гарантии успеха мусульман в нынешней жизни и в жизни Грядущей.
Примечание
Необходимо отметить, что когда человек свидетельствует о том, что нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад – Его посланник, произнося это не только устами, но и сердцем, он становится мусульманином и попадает в лоно Ислама.
Когда человек начинает соблюдать основные положения Ислама и выполнять другие обязанности, возложенные на мусульманина, не нарушая при этом основных предписаний Ислама, то его вера (иман) начинает укрепляться и возрастать. Продолжая стараться угодить Аллаху, человек обретает состояние ихсан, т.е. такое состояние, когда мусульманин обладает непоколебимой верой и все свои поступки совершает только ради Аллаха. Такой человек приложит все силы, чтобы не совершить ничего недозволенного. Для такого мусульманина главное – совершение таких поступков, которые все больше и больше будут приближать его к Аллаху. А если он совершит ошибку – он немедленно осознает свою вину, покается перед Богом и взовет к Нему о прощении. К такому состоянию – ихсан – должен стремиться каждый мусульманин.
Что касается признаков конца света (Часа), то в этом хадисе указываются только два из них. В других хадисах Пророка приводятся и иные. Но относительно первого из упомянутых здесь признаков надо отметить следующее.
Сегодня в мире, особенно в нашей стране, отношение детей к своим матерям не очень сильно отличается от того, что говорится в данном хадисе. Случаи, когда дети ругают своих родителей, кричат на них, не оказывают родителям никакой помощи, а родители тратят на них много своих сил и средств, но все это оказывается напрасным, – весьма распространенное явление в наши дни. Поэтому, как дети своих родителей, мы должны стремиться не попасть в категорию тех, чье существование в этом мире является одним из признаков приближения Часа. А как родители своих детей, мы не должны позволять нашим детям подобным образом относиться к нам, поскольку попустительство там, где возникают подобные отношения между родителями и детьми, не есть проявление истинной любви к детям. Более того, это поощрение их безнравственности. Поэтому нам не следует ориентироваться на общественные тенденции, преобладающие в современном мире.
Таким образом, из разговора между архангелом Джибриилем и пророком Мухаммадом мы можем извлечь следующие уроки.
1. Данный хадис подтверждает то, что пророк Мухаммад говорил только правду. Поэтому архангел Джибрииль подтвердил правильность ответов Пророка. Так была подтверждена истинность всего, сказанного Пророком ранее.
2. Пророк не говорит того, чего он не знает. И это также должно стать для нас уроком. В случае, если нас спрашивают о том, что нам неизвестно, мы должны не стесняясь сказать, что мы этого не знаем.
3. Облик, в котором архангел явился перед Пророком, является для нас примером соблюдения чистоты, в том числе тщательного ухода за своей внешностью.
4. Мы должны узнавать об Исламе непосредственно от тех, кто имеет глубокие знания о нем. Независимо от объема наших знаний об Исламе всегда найдется кто-то, кто знает больше, чем мы.
5. Отсюда мы также можем узнать, какой именно должна быть атмосфера в процессе передачи знаний. Архангел Джибрииль и Пророк дали образец того, как должно происходить обучение.
Выводы
- Этот хадис разъясняет различия между понятиями Ислам, иман и ихсан.
- Ангелы способны принимать различный внешний облик. В данном случае Джибрииль принял облик человека.
- Когда наступит конец света, не ведомо никому, кроме Аллаха.
Хадисы (вечные ценности):
Хади?с — предание о словах и действиях пророка Мухаммада, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадис — изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата.
Хадис №1
?????? ???? ??????? ?????????? ??????? ??????? ?????? ??????? ???????? ?????????:
??? ??????? ?????????? ?????? ?????????? ??????????????
Анас ибн Малик кола, кола Расулаллохи саллаллоху алайхи ва саллама: «ла юраддуд дуау байнал азани вал икомати»
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Не будет отвергнута молитва (дуа, просьба) между азаном и икаматом»
Сунан Абу Давуда
Хадис №2
????? ??? ??? ???? ???? ??? ???? ???? ????:
?? ??? ?????? ??? ?????? ??? ???? ?? ????? ??? ????
Кола Расулаллохи саллаллоху алайхи ва саллама: «ла юраддул казоу иллад дуау ва ла язиду фил умри иллал бирра»
Салман (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Не изменит предопределение ни что, кроме молитвы (дуа, просьбы у Всевышнего) и не увеличит жизнь ни что, кроме набожности»
Сунан Имама Тирмизи
Хадис №3
?? ??? ?? ???? ?? ????? ??? ???? ???? ???? ???:
?????? ?? ???????
??? ??? ???? ??? ???? ???? ?? ??? ????? ?? ????? ??? ?? ???? ??? ?????
Ан Анас ибни Малик анин Набий саллаллаху алайхи ва саллама кола: «аддуау муххул ибадати»
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Молитва (дуа, просьба у Всевышнего) является косточкой (начинкой, основой) поклонения»
Сунан Имама Тирмизи
Хадис №4
???? ?? ??? ???? ??? ???? ????? ???? ???? ???? ???? ??? ???? ???? ???? ????:
???? ????? ?? ??? ??? ???? ????? ?????? ????? ???
Джабир ибн Абдуллах разияллаху анхума якул саммиту расулаллаха саллаллаха алайхи ва саллама якул: «афзалуз зикри ла илаха иллаллах ва афзалуд дуаи алхамду лиллах»
Джабир ибн Абдуллах (да будет ими обоями доволен Аллах) сказал, я слышал, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил:
«Наилучшее поминание (Аллаха): "Нет бога кроме Единого Бога (Ла илаха иллаллах)", а наилучшая молитва (дуа, просьба): "Хвала Единому Богу (алхамду лиллах)"»
Сунан Имама Тирмизи
Благородные хадисы
Хвала Аллаху, Господу миров, направившего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), как вестника блага, увещателя и призывающего к Аллаху, который говорит не по собственной прихоти, ведь все хадисы пророка (да благословит его Аллах и приветствует) являются следствиями откровений.
Известно, что самая последняя божественная книга - Священный Коран, последний Пророк предводитель всех посланников досточтимый - Мухаммад Мустафа (да благословит его Аллах и приветствует).
Коран и Сунна нашего досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) - являются двумя основными источниками Ислама – последней религии Всевышнего Аллаха.
Если пренебречь одним из них, то останутся незавершенными и религия, и вера.
Поэтому Всевышний Аллах, повиновение нашему досточтимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) приравнял повиновению самому Себе и особо обратил на это внимание в Священном Коране. В аяте сказано:
«Кто покорился Посланнику, тем самым покорился Аллаху» (ан-Ниса 4/80),
«Тех, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, Он введет в райские сады, где текут ручьи. Вечно они там пребудут. И это – великое спасение» (ан-Ниса, 4/13).
Эти божественные откровения показывают, что повиновение нашему досточтимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) обязательно для верующего. Но обязанность эта не навязывается силой. Это повиновение, которое в полной мере реализуется душой и сердцем, воодушевленных искренностью и любовью. Такое повиновение, являющееся критерием веры, делает обязательным Сам Всевышний:
«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что вызывает у них споры. И тогда не восстанут они в душе против твоего решения и подчиняются ему полностью» (ан-Ниса, 4/65).
Эта особая мера, которую Всевышний установил в повиновении нашему досточтимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), действительна и в отношении непокорности ему, Султану Пророков. Следовательно, Истинный Творец принимает неповиновение нашему досточтимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) равным неповиновению Ему Самому и строго запрещает это. В священных аятах мы видим суровое предупреждение о наказании для тех, кто упорствует в непокорности Посланнику Аллаха:
«А того, кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступит Его законы, Он ввергнет в адский огонь. Вечно тот в нем пребудет, и уготовано ему унизительное наказание» (ан-Ниса, 4/14).
«Пусть остерегаются те, которые преступают Его (Пророка) волю: как бы их не постигла беда или мучительное наказание» (ан-Нур, 24/63).
Эти божественные откровения указывают на значимость для Аллаха второго после основного источника нашей религии – благородных хадисов.
Потому, что суть повиновения нашему досточтимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) – в следовании тому, что он говорил. Ведь как источником - Священного Корана является божественное вдохновение (вахи), также сунна и хадисы, разъясняющие суть выраженных в Коране смыслов, имеют своим источником божественное откровение. Эта истина подтверждена в Коране:
«И речи он ведет не по прихоти (своей): они (то есть речи) – лишь откровение внушенное» (ан-Наджм, 53/3-4).
Священный Коран был ниспослан на благословенное сердце нашего досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), каждое его состояние было проявлением нравственных норм Корана. Поэтому изреченные им слова (хадисы) проявлялись в качестве толкования (тафсира) Корана. То есть, вся жизнь, слова и состояния нашего досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) представляют собой самое прекрасное разъяснение Священного Корана.
С этой точки зрения, Коран и Сунна являются неразрывным целым. Кто крепко ухватится за них, тот не когда не впадает в заблуждения и обретет вечное спасение. Да и сам досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своей знаменитой прощальной проповеди так указал на эту истину:
«Я оставляю вам на хранения две вещи. Если крепко ухватитесь за них, то ни когда не собьетесь с пути. Одна – это книга Аллаха, другая сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». (Ибн Хишам, 4; Кадар,3).
По этой причине сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и праведные ученые – наследники посланников – придавали огромное значение сунне и хадисам, являющимся письменным ее изложением, и, сознавая их ценность, поспешили донести до нас. Начиная с нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), мусульмане, передавая сунну друг другу, оживляли и сохраняли её. Это самый действенный фактор, который позволил дойти сунне до наших дней. Некоторые ученные (мухаддисы), исследующие хадисы, даже приняли обязательное условие, чтобы человек у которого можно было взять вызывающий доверие хадис, сам поступал в соответствии с ним.
Т.е. суть дела не в том, чтобы передать, а чтобы в совершенстве понимать хадисы и поступать в соответствии с ними. Ведь хадисы являются нашим самым ценным достоянием, так как, прежде всего, разъясняют нашу Священную Книгу. Ведь хадисы – это слова, с которыми наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) через века обращается к нам, беседует с нами, которыми он направляет к самому лучшему и правильному для нас. Хадисы для человечества, тонущего в пучине современного невежества, это исцеляющее дыхание того единственного счастливого времени, когда на земле жил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
Чтобы в нашу жизнь пришло излечение, идущее от Пророка, его любовь, добро и милость, нужно во всех обстоятельствах крепко держатся за Коран и Сунну нашего досточтимого (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому нашей основной и естественной обязанностью становиться чтение и понимание хадисов.
Интерактивная камера Масджид аль Харам в Мекке: http://live.gph.gov.sa/
Хадж – это посещение высокочтимой Каабы, горы Арафат и других священных мест в окрестностях Мекки и выполнение ритуалов с 9 по 13 числа месяца зуль-хиджа. Об этом сказано Всевышним Аллахом в Коране, точнее в 196-м аяте суры «Аль-Бакара» и в 97-м аяте суры «Алю Имран».
И в хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «О люди, поистине Аллах обязал вас совершать хадж. Совершайте его. Кто искренно совершит его, не сквернословя и не греша, очищается от грехов как в день своего рождения. Умра (малое паломничество) до следующей умры является искуплением грехов между ними. Наградой за принятый хадж является только Рай» (Ахмад).
Хадж имеет огромное значение для мусульман как в этом мире, так и в мире вечном. Хадж улучшает физическое состояние человека, воспитывает в нём щедрость, помогает почувствовать равенство всех рабов перед Аллахом, напоминает о Судном дне, укрепляет узы братства между мусульманами и сплачивает их, способствует их единству. Хадж напоминает нам об истории пророков и их сподвижников, предоставляет возможность посещать многие святыни (зияраты) Ислама, очищает сердце и душу человека. Он содержит в себе много других явных и скрытых благ и мудростей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что тот, кто, имея возможность, не совершил хадж, не будет истинным мусульманином. Поэтому человек, имеющий возможность совершить хадж, должен выучить правила его выполнения и поскорее совершить паломничество.
Паломничество – наиважнейший ритуал, без которого вера теряет свою полноценность. Пророк (мир ему и благословение) также отмечал, что шайтан никогда не бывает столь унижен, презираем, опозорен и разгневан, как в день пребывания паломников в местности Арафа, ибо видит, как нисходит на людей благодать и милость Аллаха и прощаются им грехи. Сказано, что среди грехов есть такие, которые прощаются только пребыванием в местности Арафа.
Однажды проклятый шайтан явился к Пророку (мир ему и благословение) в виде странника, стоящего на Арафе, худого, жёлтого, плаксивого и сгорбленного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил его:
– Отчего ты льёшь слёзы, отчего исхудал, отчего изменился лицом, почему сгорбился?
На что иблис ответил:
– Из-за множества людей, спешащих сюда. Боюсь, что надежды их сбудутся, и оттого у меня тоска. От ржания коней на пути к Аллаху: если бы всадники спешили ко мне, было бы лучше. От согласия людей быть послушными Аллаху: если бы покорились они мне, было бы лучше. От слов раба Аллаха, который просил для себя кончины праведника. Горе мне! Он действительно из числа знающих, если способен на такое удивительное действо.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано, что, если кто-то покинул свой очаг с целью совершения хаджа или умры и умер в пути, то ему записывается вознаграждение, равное воздаянию за совершение хаджей каждый год до наступления Судного дня. Тот же, кто умер в одном из двух Святых городов – Мекке или Медине, в Судный день не будет допрошен, и его отправят в Рай.
Хадж – это универсальное богослужение, ибо он совершается как имуществом, так и телом.
Хадж отличается от других столпов Ислама тем, что он совершается только в определённое время и в определённом месте земли, тогда как исполнять такие столпы Ислама, как намаз, пост, закят, можно в любом уголке земного шара.
Всевышний Аллах установил правила и законы для Своих рабов таким образом, что человек, совершающий их, получает пользу как в этой, так и в будущей жизни. Священный Коран, рассказывая о хадже, упоминает о пользе и мудрости, заключённых в этом столпе Ислама.
Некоторые мудрости паломничества
1. Объединение мусульман. Ислам придаёт особое значение тёплым, дружеским отношениям между мусульманами. Предписания Ислама способствуют сплочению и единению мусульман. Например, жители одного квартала встречаются пять раз в день в близлежащей мечети, совершая там обязательный коллективный намаз. Жителям каждого населённого пункта предписано раз в неделю собраться в мечети на пятничной молитве. А все мусульмане планеты имеют возможность раз в год встречаться на хадже. Хадж является самой большой регулярной конференцией мусульман мира.
2. Оживление настоящего мусульманского братства. Все мусульмане, независимо от расы, национальности, совершают одни и те же обряды и ритуалы, просят у Господа – Единого для всех, обращаются в одну и ту же сторону, т. е. в сторону Каабы.
3. Притяжение всех мусульман, как бы далеко они ни находились, к центру исламского мира – Благословенной Мекке, из которой по всему миру распространился свет религии Аллаха.
4. Проявление равенства между мусульманами. При соблюдении обрядов хаджа исключаются какие-либо привилегии: господин и слуга, министр и рабочий – все находятся на одном уровне. Воистину здесь то место, которое напоминает о равенстве всех людей перед Аллахом. Также хадж – это напоминание о Судном дне, когда все встанут перед Господом без одежды, в страхе перед допросом, где не поможет ни благородство рода, ни имущество, ни положение в обществе.
5. Хадж – это напоминание мусульманам об их благочестивых предках – пророках и посланниках, чтобы верующие смогли проникнуться глубоким вдохновением и чтобы вера укрепилась в их сердцах. Каждое место, где выполняется обряд хаджа, связано с каким-либо историческим событием.
Прежде всего вспомним первого человека на земле – Адама (мир ему), который впервые босиком, прикрытый одной только накидкой, совершал семикратное обхождение Каабы. Перед Каабой паломник представляет образ посланников Аллаха Ибрахима (мир ему) и Исмаила (мир ему), которые заново строили Каабу после Всемирного потопа.
Также верующие представляют Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который помогал при реставрации Каабы, совершал обход вокруг неё, целовал священный камень «Аль-Хаджар аль-асвад». Холмы Сафа и Марва напоминают паломнику о Хаджар, которая искала воду для своего сына и будущего Пророка Исмаила (мир ему).
Будучи в Мина, где кидают камешки, он вспоминает о Пророке Ибрахиме (мир ему), который в этом месте отогнал от себя сатану, кидая в него камни, и Пророка Исмаила (мир ему), которого отец вёл оттуда для принесения в жертву. Стояние на горе Арафа напоминает о первой встрече наших прародителей Адама (мир ему) и Хавы на этой горе, и потому в некоторых источниках её называют горой встреч и ожидания.
На Арафе верующий представляет образ Посланника Аллаха (мир ему и благословение), который, совершая прощальный хадж, завещал верующим: «О люди, ваш Господь Один, и все вы – потомство Адама, Адам создан из земли, и нет преимущества у араба перед неарабом, кроме как в богобоязненности. И после меня не уподобляйтесь неверным, которые враждуют друг с другом…».
6. Хадж – это воспитание паломника, когда он, находясь в пути и сталкиваясь с разными трудностями и неудобствами, должен проявить терпение (сабру). На хадже в одном месте встречается большое количество мусульман, и здесь необходимо проявлять стойкость в преодолении трудностей, скромность, тактичность, уступчивость. Хадж также воспитывает в человеке щедрость, когда он закалывает жертвенное животное в день Курбан-байрама или когда раздаёт милостыню неимущим.
Условия обязательности совершения хаджа
При наличии шести следующих условий совершение хаджа становится обязательным для каждого человека:
1. Достижение совершеннолетия.
2. Исповедование религии Ислам.
3. Здравость рассудка.
4. Личная свобода.
5. Безопасность пути.
6. Материальная и физическая возможность.
Возможность рассматривается двояко: наличие транспорта и средства, необходимые для проживания и содержания за период хаджа и нахождения в пути. Женщине дополнительно необходим сопровождающий близкий родственник (махрам). Если паломник имеет иждивенцев, то он должен оставить им средства, достаточные до его возвращения. Тот, кто по состоянию здоровья не может совершить хадж, но имеет для этого материальную возможность, должен уполномочить другого человека совершить хадж за себя.